Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно
должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир
с отличным аппетитом. Естественное, что в детстве мы едим больше, чем в зрелом
возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы
получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг
замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище,
которую предлагаем им. Мы начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и,
наконец, выходим из себя. Придумываем разного рода уловки, чтобы заставить
ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что
здесь может принести пользу, - это НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗРЕШИТЬ
ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ИМЕННО В ТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ЧТО НЕ НУЖНО НИЧЕГО
ДЕЛАТЬ.
Оставим ребенка в покое. Ели он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, то
ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать,
ругать, угрожать, что лишим фруктов и сладкого. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ БОЛЬШЕ НЕ
ВСПОМИНАТЬ О ЕДЕ. Не будем совсем говорить о ней за столом. И надо поступать
так не день и не два, а добрых два месяца.
Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче
хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны
заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет, заболеет. Так
нередко считают даже те мамы, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят
в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви
и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая
причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться
пассивным, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем
новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не
может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства
с нашими советами родители на следующее утро уже изменят своё мнение и станут
спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.
Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на
убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор
о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому
обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака
отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила.
И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПОЯВЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ
ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАЧИНАЮТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ПОЧЕМУ ОНО НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Те же самые
встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже
укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то всё и дело! Если
мы станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и
первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно
связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность
в еде врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет.
В заключение следует посоветовать: ЕСЛИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ОТ
ЕДЫ, НЕТ СЛЕДОВ АПАТИИ И ОН ДОСТАТОЧНО АКТИВЕН, МЫ ДОЛЖНЫ НАЧИСТО ЗАБЫТЬ О
ПРОБЛЕМЕ ПИТАНИЯ. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и
нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.
Аллан Фромм
Глава из книги «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации»