Приходит время и в семье
происходит чудо –рождается человечек! А
с ним и много-много вопросов. Время идет, ребенок
растет, грудное вскармливание налажено, вопросоввсе меньше и меньше. И вот малышу уже 6
месяцев… В это время все мамы задумываются о введении прикорма. И возникают новые
вопросы. С чего начать прикорм? Как вводить прикорм? Что сделать, чтобы
малыш всегда кушал хорошо? Эти вопросы беспокоят многих мам. Попытаемся
разобраться.
Согласно формулировке ВОЗ, введение прикорма –
это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному
молоку или адаптированной смеси. Детям, находящимся на грудном вскармливании,
прикорм вводится с 6 месяцев. До этого возраста всем потребностям организма
удовлетворяет грудное молоко. При введении прикорма надо ориентироваться не
только на возраст, но и на готовность ребенка к вводу прикорма:
- у ребенка угасает выталкивающий
рефлекс, т.е. ребенок не стремится тут же вытолкнуть все, что попадает ему на язык;
- вес
ребенка удвоился от веса при рождении;
- ребенок проявляет пищевой
интерес, т.е. тянется к продуктам, которые ест мама;
- ребенок может отвернуться от
ложки, если еда ему не понравилась или он не хочет
есть в данный момент предложенный продукт;
- во время, сразу после болезни
или после прививки прикорм не вводится.
Сегодня существует две методики введение
прикорма: педиатрический и естественный (педагогический).
Педиатрический – прикорм начинают
вводить с пюреобразной жидкой пищи, постепенно пища становится более густой, с кусочками
и потом ребенок переходит на общий стол.
Естественный – прикорм начинают
вводить с очень маленьких кусочков, размером с рисовое зернышкоиз маминой тарелки и из маминых рук. Считается, что ребенок
привык к пище, которую ела мама еще во время беременности и первые 6
месяцевгрудного вскармливания. Для мамы - это возможность оздоровить свой рацион,
т.е. кушать больше овощей и фруктов, а колбасы, заменить мясом. Продукты
вводятся согласно нормам введения прикорма.
При педиатрическом иестественном прикорме, продукты вводятся
согласно рекомендациям ВОЗ. Каши или овощи – в 6-7 месяцев. При хорошем наборе
веса прикорм рекомендуют начинать с овощей, при малом наборе– с каши. Соответственно,второй прикорм будет или каши, или овощи.
Ребенку на грудном вскармливании нет необходимости варить молочные каши. Фрукты
– с 7 месяцев, лучшего всего вводить фрукты, которые растут в вашей местности.
Экзотические фрукты могут вызвать аллергию. В 8-9 месяцев вводятся – творог,
желток яйца, кисломолочные продукты. Перетертые мясо и рыбу начинают давать в
10-12 месяцев. Мясо лучше начинать вводить с индейки, затем вводить телятину,
курицу, говядину, свинину.
При вводе прикорма объем
увеличиваем постепенно, начиная с 0,5-1 чайной ложки, доводим до порции. Не
стоит беспокоится, если ребенок не съедает положенную порцию, возможно, ему
достаточно и в следующий раз съест больше, а может, просто у вашего ребенку
есть необходимость кушать немного чаще, но небольшими порциями или просто
вашему ребенку нужна чуть меньшая порция. Главное, чтобы ребенок рос и
развивался соответственно возрасту. На этапе ввода прикорма 6-12 месяцев,
главное научить ребенка жевательным навыкам, научить кушать с ложки, дать
попробовать разнообразные вкусы, дать возможность научиться брать кусочки,
отправлять их в рот и жевать.
Еще один вопрос, который волнует
мам – это когда вводить воду детям, находящимся на грудном вскармливании? Предлагать
можно с 6 месяцев из чашки. Первое время дети только учатсяпить. И даже если ничего не получается или
ребенок отказывается пить воду, то ничего страшного в этом нет. Необходимое
количество жидкости они получат с грудным молоком. Придет время, и ребенок
научится. К году обычно все дети начинают пить воду.
Цельное коровье молоко вводится
после года, лучше ближе к двум, т.к. оно является сильным аллергеном, идетский организм не готов переваривать
коровий белок.
Стоит помнить, что на протяжении
всего ввода прикорма грудное вскармливание остается свободным, ребенок
прикладывается к груди не менее 12 раз в сутки. После прикорма всегда даем
грудь. Прикорм не заменяет кормления грудью, а лишь дополняет его.
При введении прикорма всегда
ориентируемся на ребенка и его потребности. Формируем пищевой интерес. Не
позволяем баловаться с едой. Показываем,что еда – это ценность! Кормления с песнями, игрушками, под телевизор
приводят к формированию неправильного пищевого интереса, плохому аппетиту, не пониманию
того, что еда – это необходимость выживания человека, а не игра. Для
формирования правильного пищевого интереса, еще до введения прикорма, начиная с
4-5 месяцев, ребенка сажаем за семейный стол во время приема пищи. Надо чтобы
ребенок видел, как взрослые кушают. Некоторое время малыш будет просто
наблюдать, а потом и сам попросит еды у мамы. Тогда, можно в свою тарелку
предварительно положить еду, предназначенную для ребенка, и кормить, когда он
сам попросит. Если ребенок выплевывает и морщится, больше не даем, в другой раз
предлагаем другой прикорм. Часто случается, что дети позже начинают есть то,
что раньше есть не хотели, поэтому один и тот же прикорм можно пробовать
предлагать несколько раз с небольшими промежутками времени, через неделю-две. Не
рекомендуется кормить ребенка отдельно, больший интерес малыш проявит, если
будет кушать за компанию с мамой или папой. Когда ребенок во время еды начинает
баловаться, ребенка спускаем на пол, а сами продолжаем есть, таким образом,
показывая, что еда – не игрушка.Как
правило, при аккуратном и грамотном вводе прикорма, малыши, находящиеся на
грудном вскармливании, к году начинают активно и с аппетитом есть еду с
семейного стола. Соблюдайте эти простые
рекомендации, и ваш ребенок будет сыт и доволен.